О врождённом дефекте революционных движений

Не будет никакой социальной революции в США, даже не надейтесь. Что за глупости? Для революции нужны ясно сформулированные политические требования. «Долой самодержавие!», «Вся власть Советам!» – что-нибудь ясное и звучное, без двусмысленностей, со всей революционной прямотой. «Бей полицейских!» или «Грабь награбленное!» хороши только на первый взгляд. Увы, несознательные граждане не готовы бить и грабить бесцельно. Мелкобуржуазному большинству для участия погромах нужны внятная перспектива и образ справедливо устроенного будущего. «Верхи» должны не мочь, а «низы» – не хотеть. Это же азбука.

Чего там не могут американские «верхи»? Всё могут. И чего именно не хотят или, напротив, хотят «низы»? Царства Божьего на земле, хлеба и зрелищ, сумку Louis Vuitton, кроссовки Nike? Как-то слишком приземлённо для масштабных социальных преобразований. Хотя мне встречались мыслители, объясняющие падение СССР популярностью определённого типа штанов и вокально-инструментальной музыкой.

Империя в опасности: варвары Алариха, русские хакеры, китайские вирусологи, зимбабвийские реваншисты – кто там ещё? – у врат Вечного города, а народ в это время слоняется по форуму, громит лавки вольноотпущенников, предаётся чревоугодию, блудит, сквернословит и грозит подпалить сенат. Ерунда какая-то, не находите? Я смотрю в YouTube, как бесконечная колонна мирных дневных протестантов тянется по улице Уильямсбурга (район Нью-Йорка, где компактно проживают хасиды). Не сказать чтобы жители хасидского района с энтузиазмом приветствовали манифестантов. Знание и память о том, что борьба за права для одних сопровождается погромами для других, явно мешает им поддержать довольно расистскую по звучанию идею особой ценности жизней афроамериканцев. От «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» до «Бей жидов, спасай Россию!» один шаг.

Знаете, почему в мае 1992 года во время чернокожего бунта в Лос-Анджелесе больше всего пострадали корейские, а заодно и все прочие азиатские торговцы? Есть несколько гипотез на этот счёт, я придерживаюсь такой: восставшему народу недосуг разбираться в тонкостях азиатских культур и национальных различиях. Бьют не по китайскому или вьетнамскому фенотипу, знаете ли, а по азиатской роже.

Для тех из нас, кому довелось сдавать экзамен по истории КПСС – помните такой тёмно-синий «кирпич» с золотыми буквами на обложке? – порыв восставших масс, требование равных прав и социальной справедливости выглядят равно подозрительно и спекулятивно. И ещё бессмысленно: мы не воспринимаем всерьёз ни расовые проблемы, ни проблемы третьего феминизма, ни трудности рабочего движения.

Нет у нас ни чернокожих, ни исторической вины перед ними. Даже колоноскопией житейского опыта не вычистить наш встроенный интернационализм. Мы можем травить анекдоты про хохлов, рассуждать о «понаехавших», но расизм… Кто-нибудь из ваших знакомых считает сенегальца, литовца или киргиза «недочеловеком»? Я лично таких не встречал. Подозреваю, они вымерли после последней мировой войны заодно с «научной расологией». Или прячутся в катакомбах индустрии развлечений вместе со жрецами вуду, адептами общества плоской Земли, креационистами и супергероями Marvel. Где-то рядом с ними, между YouTube и Голливудом, притаились воры в законе, профсоюзные лидеры, сталинисты, угнетатели женщин и прочая романтическая «уходящая натура».

Я хочу сказать, что расовые проблемы, эмансипация женщин, права национальных меньшинств переместились из актуальной политической борьбы в область просвещения и воспитания. Всё это познавательно и даже злободневно примерно в той же мере, как печальная участь феллаха при кровавом режиме Аменхотепа IV. Равенство всех людей – стандарт, который уже довольно давно закреплён законами на большей части поверхности суши. Соответственно, тот, кто выступает против этого стандарта, нарушает закон и осуждается обществом. Такова теория. На практике, разумеется, всё неоднозначно. Люди в своей массе консервативны.

В целом любые проявления неравенства архаичны и деструктивны. Мало кому придёт в голову с этим спорить. Но разве не столь же архаичны и деструктивны методы коллективного противодействия неравенству? Уличные протесты, размалёванные граффити стены, горелые автомобили, публичные казни врагов революции… Что там дальше по списку? Праща, лук и стрелы, палка-копалка? Ничего не забыл?

Столетия прошли со времён крестьянской войны Уота Тайлера, Великой французской революции, Восстания боксёров – и что, ничего технологичнее булыжника в качестве переговорного устройства для донесения требований восставших не появилось? 103 года назад Владимир Ленин написал «Советы постороннего» – разве людям всё ещё нужно следовать его советам? Захватывать и удерживать телефон, телеграф, железнодорожный вокзал и мосты? Или уже можно ограничиться своим смартфоном, подключиться к открытому WI-FI на станции метро и постить в Instagram фотографии эстакад и автомобильных развязок?

Не могу найти примера мирного созидательного протеста, который с помощью инновационных технологий, креативного подхода и доводов рассудка привёл бы людей к всеобщему процветанию, благоденствию, расцвету наук и ремёсел. Обычно порыв масс к светлому будущему сводится к мордобою и разрухе. Раз за разом повторяется паттерн коллективного действия, один и тот же бездарный тарантас громыхает по рельсам истории. И, кажется, нет конца этому «постоянству веселья и грязи», этому бесконечному карнавалу тупости.

Собственно, в задорной тупости и кроется секрет привлекательности революции.

Я знаю, о чём говорю, видел несколько – все задорные и все бессмысленные. Как рок против наркотиков на стадионе. Вот, например, в сентябре 2000 года я поучаствовал в выступлениях антиглобалистов, которые отовсюду съехались в Прагу срывать встречу злодейского Всемирного банка и коварного Международного валютного фонда.

Помните, был такой сектантский интернационал? Повестка вечная, как сама революция: глобальное потепление, вырубка лесов, борьба за права всех меньшинств разом, социальная несправедливость, заговор транснациональных корпораций и всё такое. Антиглобалисты бегали по городу, за ними гонялась ленивая чешская охранка, гудели сиренами и переливались праздничными мигалками полицейские шкоды, а в небе стрекотали красивые чёрные вертолёты, поддерживая атмосферу праздника.

Я слонялся по центру Праги в поисках пива и приключений и наконец на Вацлавской площади набрёл на радикалов. Воинственные юноши и девушки с энтузиазмом, но без особого успеха метали пивные бутылки в витрину закусочной McDonald’s (виновной в тяжком грехе глобализации). Бутылки бились о толстое стекло или отскакивали и лопались, заливая пивом камни мостовой.

Ужасно весело, но расточительно и глупо! Отличное чешское пиво, к тому же полная бутылка разбивается легче пустой. Я растолковал юнцам (революция – дело молодых) физику процесса и указал на крепкую, тяжёлую урну поблизости в качестве альтернативного орудия борьбы. Кажется, с моими «советами постороннего» дело революции быстро пошло на лад. Но вот что интересно: незадолго до того я сделал в Москве пару рекламных кампаний для McDonald’s, и у меня, наверное, единственного во всей Праге были реальные причины расколотить витрину этой чёртовой обнаглевшей закусочной.

08.06.2020

(колонка «Все о мировом океане» в Октагон Медиа)

Tags: , ,