Запад vs. Восток: особенности чартера в Таиланде.

Начнем с главного: в Таиланде есть три основные чартерные компании, каждая из них отвратительна по-своему. Мне за прошедшие годы довелось пользоваться услугами всех, и я не упущу возможности метнуть ложку дегтя благодарности в азиатский чартер. Это не означает, что следует отказываться от парусных путешествий по Андаманскому морю, Малаккскому проливу или Таиландскому заливу, напротив — там красиво, экзотично, интересно в любой сезон. Однако, планируя поездку заранее, следует учитывать особенности азиатской деловой культуры и ее реактивную способность в кратчайшие сроки перемалывать хилую поросль европейского воспитания и менталитета.

Поясню. Дело в том, что все чартерные компании в Таиланде управляются европейцами и, разумеется, ориентируются на европейских клиентов. А на кого им еще ориентироваться? При всем выдающемся среди соседних стран достатке и качестве жизни Таиланд — по меркам золотого миллиарда – страна бедная и малообустроенная (не рассчитывайте на маяки, маркированные фарватеры, буи и прочие очевидные радости средиземноморского или балтийского извода). Даже в курортных зонах. Но ведь ради этого туда и едут: чтобы дешево и вкусно, и дико, и все по-другому, и чтобы почувствовать себя «фарангом» и «белым человеком» среди добрых, бескорыстных аборигенов.

И в этом первая ошибка путешествующих по Индокитаю. Вы отправляетесь в густонаселенные, переполненные туристами места, соответственно, аборигены там не добрые, и уж отнюдь не бескорыстные. «Фаранг» (то есть, белый европеец-турист)– это в первую очередь кошелек. Примите это как очевидное и смиритесь. Вы платите за все по двойному или тройному тарифу. Цены, которые вам называют, не обоснованы ничем, кроме цвета вашей кожи. Но если где-нибудь в горах, на границе с Бирмой или Лаосом ваш фаранг-тариф не имеет значения (в среднем суммы настолько невелики, что любой хипстер-дауншифтер из Люксембурга или Петрозаводска выглядит деньгоемким альфа-самцом), то на Пхукете, Ко-Чанге или Самуи – в тех районах, где вы предположительно сможете арендовать лодку — цены вполне московские. Для русских фарангов, повторюсь.

Вторая, гораздо более… ну, скажем так, неожидаемая, что ли «ошибка туриста» — это полагаться на честность живущих и работающих в Азии европейцев. Год-другой погружения в среду и бесконтрольность полностью вымывают из немецкого, французского и уж, тем более, русского эмигранта способность к систематической трудовой деятельности и связанную с такой деятельностью этику взаимоотношений. Остаются базовые потребности и инстинкты, наиглавнейший из которых – инстинкт обогащения. Скажем проще: воруют. Прут, что могут. Кстати, этот факт косвенно свидетельствует в пользу того, что Россия все же Европа: никакой разницы между соотечественниками и европейцами в Азии не обнаружено.

Итак. В моем персональном хит параде таиландских чартеров почетное третье место занимает макдональдс мирового парусного «берботинга» Sunsail (www.sunsail.com). Несколько лодок на Ко-Чанг и довольно многочисленный флот в Gran Marina Phuket. Плавсредства этой компании лапидарно называются «сансейлами» с размерностями в футах. Как правило, название подразумевает «кикладу», «санодиссей» или «лагун» в минимальной комплектации и максимальной степени убитости. Наша посудина называлась Sunsail43, а проще говоря — Cyclades43. Кроме явно завышенной стоимости, общей неухоженности, скрипучести и поганости состояния лодок и парусов мне, в целом, нечего предъявить компании Sunsail. Если не считать, что во время финальной уборки на Ко-Чанг (кстати, пирс компании находится в самом отдаленном и труднодоступном месте острова) немые аборигены украли пару тысяч тайских бат из штурманского ящика. Ерунда, в общем-то, меньше 50 долларов по тем временам. К тому же, француз-менеджер успокоил меня тем, что подобного не бывало никогда и потому быть не может. Ну, на нет и суда нет. Могу лишь дать совет не брать парусную лодку на Ко-Чанг вообще – она только мешает. Жить в бунгало на разных островах и перемещаться по архипелагу на моторках, а по островам на мотоцикле, гораздо дешевле, спокойнее и разумнее.

Если уж вы твердо решили посмотреть Таиланд с моря, обременяя себя арендованной парусной лодкой, район Пхукет-Краби-Лангкави – единственное более-менее освоенное чартерное направление. Две главные ловушки для «шкиперов-берботов» собраны в одной марине Haven. Они известны всем и называются Dream Yacht Charter (dreamyachtcharter.com) и – та-дамм! – Elite Yachting (phuket-yachts.com). Запомните эти компании – других все равно нет.

Мой личный опыт общения с «чартером мечты» устарел на 6 лет. Но семилетний Beliz43 я помню. Никогда, никогда еще мне не доводилось ходить на столь ушатанном корыте. Пресная вода из баков вытекла на 3 день, аккумуляторы сдохли на четвертый, дизель левой гондолы (от которого заряжались аккумуляторные батареи) первый раз загорелся на пятый день, а ремни на нем я поменял дважды (благо, их нашлось в ящике запчастей 4 штуки). Про чартплоттер, опреснитель, кондиционер и электрические лебедки упоминаю лишь потому, что в контракте они значились как действующие и существующие на борту. Отсутствие всех этих никчемных приспособлений с лихвой окупалось возможностью ходить с постоянно работающим вхолостую двигателем (для подзарядки батарей) под надорванным стакселем и провисшим от ветхости гротом.

К чести французского менеджмента компании тех лет, и выдача, и приемка лодки происходили быстро, без лишних слов и без осмотра. Перестрахованный депозит мне вернули, а расползшийся по шву стаксель проигнорировали вообще. Ну, порвался, и что? Это еще не повод вылезать из бассейна на холме над мариной и браниться с клиентом. Так было, но все хорошее имеет обыкновение заканчиваться. В прошлом мае наши коллеги таки отдали «дримовским» фарангам-евразиям 100-200 долларов за мелкие поломки на борту катамарана. Новые лодки, новые правила.

С точки зрения чартерного опыта и прикладной антропологии гораздо больший научный интерес представляет компания Elite Yachting: искренне желаю ей скорейшего разорения, чумы, сумы и тюрьмы. В особенности тюрьмы, конечно – не живодеры же мы, правда?

Меня предупреждали еще в Москве, что Elite Yachting занимается прямым мошенничеством при приемке лодок. Косвенно об этом свидетельствует категорический отказ перестраховывать депозит. Нагловатый немец-менеджер Ulrich Lueckert на голубом глазу уверял меня, что ни одна компания на Пхукете не делает такой услуги, до тех пор, пока я не предложил ему прогуляться в соседний офис к конкурентам из Dream.

Мошенничество, да, помним… значит, следует внимательнее принимать лодку! но, представьте себе: вы с друзьями и детьми приезжаете в марину, впереди прекрасный отпуск — немилосердное солнце, влажная, липкая жара и такой замечательно уместный, работающий на полную мощность кондиционер на борту – то есть, все двери и люки  закрыты! Это важно, потому что я не открыл люки и не проверил их во время приемки. Моя неосмотрительность обошлось в 700 долларов при сдаче катамарана — цена чуть подмятой алюминиевой окантовки верхнего люка задней каюты, при полностью исправном стопоре и абсолютной герметичности.

Декоративный дефект заметен, если смотреть под определенным углом на свет в открытом положении. Этот финт проделал в день нашего возвращения добрый и славный малый, российский яхтсмен (его Oceanis39 киснет в той же марине) Александр, которого нанимают на сезон, чтобы разводить клиентов, не владеющих немецким или английским языками. Так уж вышло, что никому из нас не нужен переводчик, но ведь не гнать же засранца в шею, правда?

«Н-нда, — посовещалось гибридное немецко-русское жулье и вынесло вердикт. – Надо полностью менять люк!» Купить новый, разумеется, можно только путем заказа через две недели. Я было предложил выломать старый — ну, раз вышло, что он теперь мой – так заверните имущество, битте, повезу в Москву… но, увы, встретил лишь яростное непонимание на всех сразу индоевропейских языках, включая русский. Помните, что я в самом начале статьи сказал о том, как опасно доверие к отаиландившимся европейцам или соотечественникам у них на побегушках?

На check-in я облазил весь новый Lagoon 400S, включил и выключил электрические и электронные цепи, проверил баки, водяные краны и гальюны, переворошил все ящики с инструментами, сбросил на воду динги и завел подвесной мотор (динги необходим в Таиланде, стоянок у пирса там нет как таковых), развернул паруса. На мачту не полез, каюсь. Зато при первом же купании вне марины (в марине слишком грязно) – я осмотрел подводную часть обеих гондол, плавники и винты. Но, черт побери, пока мы не притопили тузик всемером, я никак не мог обнаружить, что алюминиевый профиль твердого днища скрытый под надувным баллоном выгнут от удара, и тузик гребет воду на ходу! Более того, за две недели мы наловчились пользоваться дырявым тузиком.

Как подобает честному идиоту, по возвращению, я указал сотруднику компании на недочеты, которые следовало бы устранить – в том числе и дырявый тузик. Ведь никаких собственных происшествий или поломок за время круиза у нас не случилось, а лодка первый год на воде, обкатана — конец сезона. Часто в конце круиза сотрудники чартерной компании просят показать обнаружившиеся косяки, чтобы сразу их подлатать — это обычная, нормальная практика везде. Кроме Elite Yachting. Представьте мое «лоховское» изумление, когда мой список плюс исправный люк были на голубом глазу предъявлены мне же к оплате!

Я хочу поблагодарить менеджера компании, азиатского немца Ulrich Lueckert за мастер-класс по по обуванию и разводке клиентов. То есть, скажу сразу, 6 часов переговоров не привели ни к чему. Минус 1000 долларов, не считая мелких махинаций с заправкой дизеля, оплату предоплаченного бензина для тузика, газового баллона, белья, еще чего-то (ссылка на контракт даже не рассматривается – «эти бумажки нас не интересуют, можете ничего не платить – тогда мы изымем весь депозит целиком», цитата герра Ульриха). Никаких документов, никаких аргументов, никаких фотографий поломок – ни-че-го из того, к чему мы привыкли в водах Евросоюза на регатах и в круизах. А бывало всякое. И, разумеется, только наличные — «карты мы не принимаем, платежных подтверждений не выдаем, хотите расписку на салфетке?»

Voila! Спасибо вам, дорогие гости, проваливайте в свою Россию. На втором часу переговоров, хождения на лодку, беганья по марине за Ульрихом и наивных попыток договориться, мой старпом, британский подданный, усомнился в способностях капитана к ведению переговоров и попытался цивилизованно разрулить ситуацию. Через 20 минут британская дипломатия разбилась о немецкую свинью и выскочила из офиса, потрясая кулаками, матерясь на ломаном русском и без конца выкрикивая «It’s a scam!»

Знаете, что означает «a scam»? Мошенничество, надувательство. Белый, европеец, фаранг в Азии или Африке — объект надувательства. Это нормально. Вопрос лишь в масштабах: если индусский рикша или тайский водитель тук-тук вместо какого-нибудь валяющегося будды привезут вас в лавку полудрагоценных камней или кашмирских шалей – ничего страшного или противного в этом нет. Зарабатывают как могут. Противно делается, когда вы сталкиваетесь со «scam» в исполнении законопослушного боша, улыбчивого лягушатника или душевной, среднерусской скотины.

Помните об этом, а в остальном, планируя круиз в Тайланде, будьте бдительны и обходите стороной компанию Elite Yachting. И у вас получится прекрасное, незабываемое, ветер в харю-медуза в пузо, удивительное и бла-бла-бла путешествие. Все как пишут зазывалы яхтенных сайтов. Все так и будет. Ничего не бойтесь — и вперед!

ps Кстати, насчет медузы — не шутка! Лимонный сок на ожег, антигистаминное и побольше воды. Был у нас случай в мутной воде Пханг-нга. Но это уже совсем другая история.

Михаил Косолапов

Сокращенный текст опубликован в Yacht Russia #77.


Warning: file_get_contents(https://graph.facebook.com/comments/?ids=http://firstbyfirst.ru/?p=5050) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 400 Bad Request in /www/vhosts/firstbyfirst.ru/html/wp-content/plugins/facebook-like-and-comment/comments.php on line 17

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /www/vhosts/firstbyfirst.ru/html/wp-content/plugins/facebook-like-and-comment/comments.php on line 19