Don’t Panic Ocean 2012 (4000 nm)

А нам, чайникам, в общем-то понравилось и вдоль Атлантики, и поперек — так что поедем и в Тихий, и дальше!)
«Но, умоляю Дживс, никакой рыбы!» В смысле, впредь никаких катамаранов, только однокорпусники. Спокойная классика и размеренная жизнь под углом 15-20 градусов к горизонту куда привычнее бултыханий слабоуправляемого пластикового плота со всеми удобствами )

Бетина(Муртер) — Монополи — Отранто — Санта-Мария-ди-Люка — Мессина — Стромболи — ВиллаСимус(Сардиния) — Картахена — Гибралтар — ЛаЛинеа — Лорди(Мадейра) — ЛаПальма — Гомера — Тенерифе — Сал — Сантьягу(Прайа) — Фого — Сао-Висенте(Миндела) — Сао-Антао

2 ноября 2012 года, марина Миндело (о.Сао-Висенте)
1150 миль Атлантики: от Тенерифе до якорной стоянки на о.Сал и дальше вокруг архипелага Кабо-Верде, мимо песчанных дюн Буавишты, мимо зеленоватых пастбищ Сантьяго с шумной, столичной Праей, мимо уходящего в грозовые облака на 3 км почти правильным конусом вулкана Фого до шумного, чуть ли не 70-тысячного мегаполиса Миндело с единственной в этих местах мариной, где можно, наконец, бросить наш плавучий сарай у пирса посреди рыбных очистков и дохлых крыс, и плюхнуться вместо 30-градусного стерильного океана в 24-градусный мутноватый бассейн.
Все, приехали! Будем сутки спать, пить, бессмысленно слоняться по окрестным улицам, слушать заунывный вой последователей местночтимой вокально-инструментальной святой Цезарии Эворы, смотреть на приплясывающих во время ходьбы аборигенов, ждать российский экипаж дружественного катамарана Phoenix, застрявший в 160 милях к югу на Браве и слоняться по окрестным пляжам и островам (но — упаси нас бог от искушения самостоятельным передвижением! — на авто или пароме)…

Несменяемая часть команды Equinox: капитан Михаил Юрьевич Косолапов и старпом Александр Сергеевич Апухтин. 4000 миль, 6 недель под парусом, пять морей, 1 океан, 4 архипелага, 1 действующий вулкан, тонна дизеля (когда не хватает паруса или заряда батареи) и ни единой собственноручно выловленной рыбы. Ну, никак не выходит сделаться рыбаками!

Единственное отклонение от запланированного маршрута — о.Иерра, которым пренебрегли из-за административного устройства Канар: чтобы закрыть шенген пришлось сделать 50 мильный «крюк» на Тенерифе. На всякую «канарскую мелочевку» не осталось времени.

Внутри Гомеры реликтовые водоносные леса, а на берегу, в Сан-Себастьяне вот такое многоцветное жилищное строительство. Живописный островок, отчасти похож по устройству и ландшафту на прекрасную Мадейру, но меньше и провинциальнее (с точки зрения таких мегаполисов, как Фуншал, Санта-Круз де Тенерифе или Лас-Пальмас)

Единственная летучая рыбина, пойманная, а вернее обнаруженная утром прямо на палубе, рядом с постом управления. Сперва засушили, потом выпустили в океан на подходе к Сао-Висенте.

Старпом Александр Сергеевич заступает на ночную вахту.

Самый юный шкипер осенней регаты «Навигатор Performance», парусно-компьютерное дарование и вахтенный матрос команды Equinox Арсен Мухамедович Шебзухов не упустит возможности вздремнуть на посту.

Вахта гламурной буфетчицы Виктории Александровны Полянской, пожалуй, самая трудная и полезная для всей команды. Единственное, с чем она не в состоянии справится, это суп из пакетиков. Ее концепция высокой кухни вступает в противоречие с идеей полуфабрикатов, кетчупа или, скажем, майонеза.

Виктор Мартышов, суровый (утром после океанского перехода в 800 миль), но мудрый и невозмутимый капитан дружественной команды катамарана Phoenix на острове Сал. Выдохнув и приняв литр рома за успех нашего предприятия на борт, мы немедленно двинули на Сантьяго, полагая найти там цивилизацию, воду и топливо…

…однако, вместо этого, нашли там множество фавел. Добродушные, но бесцеремонные обитатели которых чуть ли не развинтили наше плавсредство на части. По этой причине, а также, опасаясь под напором аборигенов за собственное душевное здоровье, команда Equinox покинула порт Прайа, можно сказать, бежала в ночь, в направлении вулкана Фаго.

Команда Equinox третьего созыва на Прайе (Сантьяго): Михаил Косолапов, Виктория Полянская, Александр Апухтин, Арсен Шебзухов.

Содержание плавстредтва в чистоте требует в тропических широтах ежедневных усилий. За ночь африканская пыль и табачный пепел из трубок покрывают грязными разводами белую поверхность пластмассовой мыльницы. К тому же, мытье палубы — отличный способ развлечься во время перехода (судите сами, насколько весело в океанском переходе, если мытье полов тянет на аттракцион))

Маяк на походе к Миндело, рядом с бухтой Сан-Педро. Почти приехали, последние 160 миль перехода получились особенно тягостными: внутренне ты уже приехал, а на деле еще сутки противной бортовой и круговой катамаранной качки.

Велкам на Кабо-Верде! В конце концов, океан — это просто очень-очень много не питьевой воды.

21 октября 2012, Сан-Себастьян (о.Гомера)
1250 миль: Альборанское море, Гибралтар, Мадейра, Ла Пальма и, наконец, Сан-Себастьян (Гомера) — из них 950 чисто под парусом, галфинд-бакштаг, с попутной в среднем волной — океан был благосклонен к команде Equinox. Хотя ночью, когда наш 10-тонный плот глиссировал на 6-метровой волне со скоростью 16 (18,6GPS) узлов, нам так не казалось )

Андрей Князев, Ольга Змушко, Михаил Косолапов, Александр Апухтин, Николай Бабушкин, Геннадий Патрин

Вот как планировался переход Картахена-Сан-Себастьян, так и случился:

Сутки перед Гибралтаром шли в 20 милях от Испанского берега в полном тумане, видимость 50 метров. Несколько нервозно, зато почти не видны коробки, пакеты и прочий мусор, которым изобилуют переменчивые воды Альборана. Ближе к Скале из тумана начали выпрыгивать крупнотоннажные суда, стоящие на якорях в ожидании ясной погоды. Одни протяжно гудели с разных сторон, другие, сорвавшиеся с якорей, исполняли «Romeo»…

http://www.youtube.com/watch?v=ZxOyKvuKsM4

Наконец, перед самым входом в устье пролива, в этой музыке стала явственно различаться высокая нота маяка «Европа»…

На британскую заморскую территорию по шенгенской визе нас не пустили, а от предложения маклера оформить за сотню евро транзитные мы отказались. В итоге, Equinox прицепился на ночь по другую сторону взлетно-посадочной полосы аэропорта Гибралтар, разделяющей британскую «Скалу» и примыкающее к ней испанское тростниковое болото «Ла Линея». Ей богу, лучше было бы дойти через пролив до африканской испании — Сеуты, там, помимо непрерывной сиесты, есть еще зона дьюти-фри, казино, арабский кошмар и золотой пляж.

Животное дельфин встречало нас в тумане мусорных вод Альборанского моря, на подходе ко всем островам, на выходе из Гибралтара, в открытом океане и вообще везде. Животное кит мы не встретили вообще, а животное черепаха, которое прежде чуть ли не стучалось панцирем о форштевень, пропало начисто. Рыба в изобилии водится среди пирсов и в меню прибрежных кафе — иная нам недоступна, рыболовных снастей на борту нет. Слушаю рассказы умельцев-рыболовов, поначалу завидую, но как только представлю лужи рыбной крови в кокпите, чешую по всей лодке, кишки какие-то, тухлятину — сразу успокаиваюсь.

За 4,5 дня встретили 2 плавающих предмета: круизный лайнер и здоровенный пластиковый мешок, который так ловко намотался на один из гребных валов (ежедневно следует запускать на несколько часов двигатель, дабы подзарядить бортовую сеть — долгий переход еще не повод отказываться от элементарных радостей: ноутбука, автопилота, света и воды, не так ли?), что двигатель задергался и сдох минут на двадцать.

Закаты, типизацией и каталогизацией которых занимается в свободное от вахты время старпом Александр Сергеевич Апухтин, гораздо живописнее однородной водяной массы прямо по курсу:

http://www.youtube.com/watch?v=Gp4UUkpK_O4&feature=relmfu

…с рассветом пришли на Мадейру в марину Лорди: пусто, никого, только шкиперский бар с «понча» — такое местное пойло из светлого рома, лимонного или апельсинового сока и меда — вкусили! выдохнули: еще 600 миль позади. Большую часть маршрута пролетели «фордаком» на бабочке с попутной 3-х метровой волной.

Вот такая она, Мадейра — «остров трех капитанов»: так называли его португальцы в 15-м веке, ибо управлялся он сразу всеми своими первооткрывателями одновременно. Когда один из капитанов описывал Мадейру португальскому королю, он скомкал лист бумаги, желая правдиво продемонстрировать монарху рельеф его новых владений…

В яхтенном туризме, в отличие от сухопутного, чрезвычайно приятно встретить следы пребывания соотечественников. Позируем с менеджером Catya: привет морским волкам RAYS от регат FirstByFirst. Марина «Лорди» Мадейра, 17 октября 2012

Какой же русский не любит быстрой езды? Никогда прежде не пробовал глиссировать на круизном 41ft катамаране на 6-метровой волне с моментальной скоростью по воде 16 узлов (по GPS — 18,6 kn). Страшновато даже! Это сейчас 3 бофорта на экране, а тогда было 8 — 250 миль от Мадейры до Ла Пальмы (Канары) долетели за 32 часа. Во как бывает! 19 октября 2012, 10 миль до Санта-Круз де Ла Пальма

Equinox и EBO («Ибо» — капитан настаивает, что именно так называется его транспортное средство). Вот какой агрегат стоит на соседнем понтоне в Санта-Круз де Ла Пальма. Приехал из Кейптауна через о.Св.Елены и Капо-Верде. Капитан, естественно русский, рассказал как переделал деревянную прогулочную классику в средство передвижения, нарастив сверху каюту, расперев его балками красного дерева (оно нынче дешево в Африке) — для прочности и общей подвижности конструкции, подвесил моторчик и натянул сетку из страховочных лент между гондолами. 16 дней ломился на Азоры с Капо-Верде, но лютый ветер и волна (те, что приволокли нас с Мадейры за сутки) притащили его на Ла Пальму… Встречи с интересными персонажами — обязательная часть программы.

Ла Пальма по площади примерно такая же, как предыдущий остров, а по населению в 5-6 раз меньше. Вполне милый, ничем особенным не примечательный канарский угол. Не хуже прочих. «В целом довольно безвредна» («Автостопом по Галактике», Д.Адамс)

Нам, избалованным «аватарскими» видами Мадейры, тенерифский аттракцион Лос-Гигантос показался довольно заурядным. Чего мы, скал не видели, что ли?

В ясную погоду острова в океане опознаются по облачной шапке. В этом головном уборе мы опознали Гомеру, пришли на нее под вечер 20-го, сели в марину и будем откисать до 22 октября 2012.

7 октября 2012 года, Картахена (Испания).
1360 миль. 4 моря позади: Адриатическое, Ионическое, Тирренское и Средиземное. Впереди Альборанское море, Гибралтар и Атлантика.
Рекорд скорости: 12,5 узлов на волне во время попутного восьмибалльного шторма между Липари (Эоловы острова) и Сардинией.

Команда первого этапа Don’t Panic Ocean 2012
Евгений Литвинов, Евгения Едутова, Михаил Косолапов, Александр Апухтин

22 сентября катамаран Equinox (Lipari41) вышел из Бетины (о.Муртер, Хорватия)
Вот на этом самом приспособлении мы собираемся добраться до Капо-Верде. Довольно живенько бежит под ветер и совершенно не способно к лавировке. На ходу 6-7 узлов бейдевинд ветровой дрейф — 1,5-2 узла: плот да и только. Ничего сверх минимальной комплектации верфи «фонтан-пажо» на борту нет, оттяжки и завал-тали мастерим из свободных концов.


В Монополи (Италия) подобрали двоих членов экипажа и оформили вход в воды ЕС. Судя по штампу итальянского полицая Марио, я въехал в европейские моря на две недели раньше, чем позволяет виза. Вот какая-то особая порода человеческая — менты, везде они одинаковые: что в Москве, что в Апулее.

Гламурная часть экипажа Equinox — арт-боцман Шипов и дизайн-матрос Бутченко в подземной Италии: Апулия оказалась двухэтажной — сверху трулли в домишках с коническими крышами, под ними многокилометровые каверны, вымытые подземными реками, ну, чисто «мория»… Адриатику проскочили под парусом, остальное время моторим вдоль итальянского берега. Жарища, слабый ветер «по зубам». Доползли к ночи до Ионического моря, прицепились в Санта Мария ди Люка на самом кончике «каблучка», нажрались, выспались, сейчас гляну погоду, и двинем в Кротоне (Калабрия). Там, по слухам, мафия добрее и мучные изделия слаще )

Бриндизи, порт славы итальянского флота и главные контрабандные «врата Италии» с тех пор, как «прикрыли» Неаполь. Здесь есть все, что хочешь, если, конечно, хочешь чего-нибудь вроде пиццы, оружия, наркотиков, невольниц и органов для пересадки…

Вот такую фуагру жрет оголодавшая за ночь команда на рассвете у входа в Мессинский пролив. О, как ошибаются те, которые считают яхтинг элитным времяпрепровождением! И как жестоко расплачиваются они за свою ошибку: дамы чистят картошку, чего не делали много лет, а эффективные менеджеры мерзнут за штурвалом (если им окажут такую честь) и наворачивают доширак, вкус которого забыли со студенческих лет )) Equinox стоит в Мессине, завтра, когда течение станет благоприятным, а ветер попутным, побежим смотреть на извержение Стромболи…

Отранто обогатило нас поэтическими бастионами цитадели Гонзаго, видами нежных геев-пенсионеров на городском пляже и отсутствием понимания местными барменами слова «драфт» применительно к пиву. Кроме того, здесь мы оскудели на 250 евро, отданных заправщику на топливной станции.

В Мессине любят русских с тех пор, как в начале века российский флот первым пришел на помощь разрушенному страшным землетрясением городу. Потому, мы чувствовали себя обязанными поддержать мессинский пролетариат: трудящиеся Мессины, автослесари и береговые матросы, мир узнает о вашем трудовом подвиге!

Примерно так выглядит дневная вахта на борту Equinox в хорошую погоду.


Этих рыбаков вполне можно было бы принять за турок на Босфоре, если бы они так громко не переругивались друг с другом по-итальянски… Похоже на то, что все проливы похожи, даже если им приходится разделять Сциллу (скала со стороны Калабрии) и Харибду (мыс с водоворотами и кайтерами на сицилийском берегу). Ночное извержение Стромболи со 100-метровыми выбросами лавы и огня, горячее море, «серная духовка» и пепел на парусах поразительны и сами по себе, но тот цветущий туристический «сайт», в который превратилось лютое рыбацкое захолустье на склоне вулкана со времен Росселини («Стромболи, территория любви»), внушает веру в коллективный разум и вечное процветание нашего легкомысленного вида, способного сделать что из километровой, полыхающей огнем и лавой скалы посреди Тирренского моря, что из красно-бурой, как трагедия минойской культуры, кальдеры Санторини пятизвездную гостиницу…

Берем второй риф на гроте, ветер 25-30 узлов. Грот у нас модный, крыловидный и прямоугольный — везет быстро, но управляться с ним хлопотно.

Нефте-газовый комплекс Калабрии в окрестностях Кротоне.

Сардиния, марина «Вилласимус», последние 70 миль до нее против встречного 6-балльного ветра и волны были довольно утомительны.

В многомильном переходе всякий незначительный факт становится событием: птица, прилетевшая к нам под вечер и устроившаяся на ночлег в складках занавески, нашествие стрекоз на траверзе острова Юстика, что рядом с Сицилией…

…или, к примеру, такое природное явление, как закат сразу двух солнц.

Радости последней ночной вахты перед нулевым меридианом вкушают капитан Косолапов, старпом Апухтин и матрос Едутова. Трубочный табак закончился, бросаем курить — курим самокрутки.

На борту каждому найдется полезное применение: капитан Михаил Юрьевич Косолапов на траверзе Картахены меняет итальянский флаг на испанский…

…старпом Александр Сергеевич Апухтин, блаженный покровитель секты падальщиков и аскет, смиренно радуется благополучному прибытию в Гибралтар.

22 сентября 2012 года катамаран Lipari 41 «EQUINOX» выйдет из марины Бетина (о.Муртер) в Монополи (Италия) и дальше за Мессину и Гибралтар через Мадейру и Канары до самого Капо-Верде. Во время перехода искать телефонной связи с бортом и слать метеосводки в такой последовательности:

+3725 7104550 (goodline)
+7916 6066154 (SMS only)
+7968 6192037 (SMS, спутник)

Старт переносится на о.Муртер. Особого смысла в этой карте нет, ничего выдающегося в марине Бетина тоже нет, стартуем оттуда, потому что лодка в итоге стоит там.

5 июля 2012
Мы столько раз начинали в Каштеле (Сплит) недельные парусные гонки, что как-то странно представить себе эту марину в качестве отправной точки для полуторамесячного, примерно 4000-мильного путешествия по Средиземному морю и Атлантическому океану. И тем не менее, 22 сентября 2012 года катамаран Lipari 41 (2012) отправится из марины Каштела к островам Зеленого Мыса (Cabo Verde).

Мы приглашаем в команду тех, кому уже «не хватает» недельных круизов под парусом или гонок по выходным на московских водохранилищах, кто ищет новых ощущений, хотел бы «попробовать на вкус» соленую воду океана, ощутить холод ночных вахт и почувствовать какую-то очень простую и настоящую радость, когда после многодневного перехода в открытом море или океане видишь на горизонте землю…

Маршрут похода разбит на 3 двухнедельных этапа. Картахена (Испания) и Гомера/Тенерифе (Канары, Испания) — места частичной смены экипажа и подсадки.

Опыт путешествий под парусом обязателен: хотя бы базовый, на уровне Competent Crew.

22 сентября — 6 октября. Каштела (Хорватия) — Картахена (Испания). 1500 миль
Вдоль Средиземного моря. На первом этапе мы обогнем Апулию (каблук) и Калабрию (носок) с юга, поднимемся на Этну (Сицилия), пройдем мессинским проливом между Сциллой и Харибдой, увидим ночью потоки лавы на склонах Стромболи, пополним запасы на Сардинии, забежим на Ибицу и остановимся перевести дыхание в древней Картахене.


7-21 октября, Картахена (Испания) — Гомера/Тенерифе (Канары), 1400 миль

Средиземное море плюс Атлантический океан. На втором этапе мы пройдем Альборанское море, прогуляемся по британской «скале», пополним запасы в «африканской Испании» — Сеуте, выйдем через Гибралтар в Атлантику, передохнем на удивительной Мадейре и дойдем до Сан-Себастьяна (Гомера), откуда Колумб начал свой поход на запад, к берегам Индии.

22 октябряя — 6 ноября, Сан-Себастьян (Канары) — Сао-Винсент (Капо-Верде), 1300 миль

Атлантический океан. Первую неделю мы проведем в открытом океане — до ближайшего к Канарам острова Сал — 800 миль, после этого обойдем за неделю «кругом» архипелаг Капо-Верде, изучая жизнь аборигенов, питаясь местной морской фауной и слушая в провинциальных кабаках заунывные песнопения босоногих бабулек типа «цезария эвора».

Таков в общих чертах маршрут экспедции Don’t Panic Ocean 2012. Разумеется, жизнь богаче планов, маршрут может меняться — море есть море. Но, как мы поняли из прошлогоднего перехода Канары-Балеары: воды бояться — в океан не ходить!

Катамаран LIPARI 41 (2012)

L.O.A. 11.95 m, Beam 6.75 m, Draft 1.10 m, Air draft 17.56 m, Engines 2 x 20 hp, Fuel 300 L, Freshwater 2 x 265 L, Displacement 9,800 kg, Main sail area 56 m², Genoa area 33 m²
Размещение в каютах DBL по левому борту (левая гондола).

По всем вопросам участия в переходе Don’t Panic Ocean 2012, уточнениям маршрута, датам и местам перелета обращайтесь к капитану лодки Михаилу Косолапову и старпому Александру Апухтину.

Mikhail Kosolapov | Create Your Badge