ФАК (в смысле FAQ)

9. Разве «шкипер» и «капитан» на яхте не одно и то же?
Как правило, для парусной или моторной прогулочной яхты — это одно и то же лицо. Но исторически «шкипер» — это судоводитель, а «капитан» — командир всего плавсредства и единый начальник всему экипажу, включая шкипера и пассажиров. Иные капитаны из «боярских детей» времен Петра Первого науки судовождения чурались, предоставляя навигацию навигаторам, а судовождение — шкиперам и т.д.

8. Почему на ваших регатах ответственность (в том числе и финансовая через «возвращаемый депозит») за любое повреждение лодки не персональная, а коллективная? Кажется, логично было бы сделать так: кто сломал, тот и платит…

Отнюдь. Мы испробовали разные способы, слышали множество бесплодных споров и препирательств на распространенные темы:
— кто именно бросал бумагу в гальюн
— кто именно забыл закрыть люк, до того как люк вырвало шкотом
— кто именно виноват в том, что парус лопнул, что лодка села на мель
— кто ответит за поцарапанный борт, прожженную сигаретой палубу, потерянный кранец и так до бесконечности… — прежде, чем остановились на принципе «за лодку отвечает команда».
Дело в том, что шкипер/капитан в море отвечает за всю команду целиком. То есть, вы доверяете капитану свою жизнь, а не просто платите за место в плавучем отеле. Вы на время становитесь членом команды, если угодно — матросом. Таковы правила игры, которые вы принимаете, ступив на борт парусной лодки. И, как матрос, вы заинтересованы в сохранности своего судна и безопасности всех членов вашей команды. Аргументы типа «я вообще здесь турист, даже карту не смотрел» здесь не работают. Смотрите карту, интересуйтесь метеопрогнозом, участвуйте в управлении судном, если вас что-то тревожит в работе двигателя или маневрировании лодки — обратитесь к капитану. Будьте активным членом команды, а не балластом. Парусная лодка — ваш дом на время регаты. Так берегите свой дом и заботьтесь о его сохранности.
В море случается всякое, от ошибок не застрахован никто, включая капитана. Но и ошибки шкипера, и гораздо более вероятные оплошности членов команды не должны становиться источником смехотворных и мелочных конфликтов на борту.
Запомните простое правило для всех наших регат и ралли: капитан отвечает за всю команду, а команда (включая капитана) отвечает за всю лодку.

7. Доступны ли путешествия под парусом людям со средним достатком?

Да, вполне. По крайней мере тем, кто может позволить себе пляжный отдых в Турции, Европе, Египте или горнолыжные туры в Австрию — определенно. Бережливые европейцы уже давно открыли для себя радости отдыха под парусом. Удачное сочетание ощущения свободы и приключений с безопасностью и комфортом сделало любительский яхтинг популярным и у нас. Несколько человек — семья или компания друзей — легко могут взять в чартер на неделю 10-15 метровую лодку или катамаран в одной из многочисленных профильных компаний, оплатить услуги местного шкипера или управлять яхтой самостоятельно (если у кого-нибудь из энтузиастов есть соответствующая лицензия). Неделя — 5 рабочих дней плюс выходные — та самая мера свободы и формат отдыха, который может  позволить себе всякий работающий человек, не меняя своего привычного образа жизни. Разумеется, мы говорим об общедоступных парусных и моторных яхтах. Ну, а дальше, по мере вовлечения, вам откроется дивный безграничный мир с собственной системой писаных и неписаных правил, своей историей, этикетом и поэзией.

6. Зачем нужна шкиперская лицензия?

Для экономии — чтобы не оплачивать пребывание на борту постороннего человека, для удовольствия — управлять парусной или моторной яхтой — великое удовольствие и искушение.  Конечно, если вы владелец или арендатор мегаяхты с экипажем, вам не нужна никакая лицензия. С другой стороны, если вы профессиональный яхтсмен-гонщик или путешественник-рецидивист — вам скучны чартерные яхты и весь формат любительских ралли или регат. Вся эта индустрия «заточена» под интересы и ожидания непрофессионалов, для которых морские путешествия скорее хобби, прекрасная мечта и отдых.

5. Кто все эти люди, зачем они так стремятся выкроить хотя бы неделю на то, чтобы сбежать в море?

Они такие же как и вы. На улице вы разойдетесь с ними даже не заметив. Они сидят рядом с вами в офисах, толкутся в ужасных автомобильных пробках, пишут статьи, делают фотовыставки, развивают свои или чужие бизнесы, открывают деловые центры, импортируют экзотические фрукты и рыбу, мотаются по научным конференциям, избирают или имеют право быть избранными, снимают рекламные ролики — словом, живут обыкновенной, современной городской жизнью. От которой и стремятся время от времени хоть на неделю сбежать в море. Там, по крайней мере, пробок нет.

4. Правда ли, что во время регат подписываются контракты и разрабатываются бизнес-планы?

Не правда. Потому что довольно глупо было бы тратить неделю прекрасного морского путешествия на свои обычные занятия. Гораздо более интересным и разумным в это время представляется планирование переходов, изучение искусства навигации, вязание  морских узлов, ловля тунца — все, что угодно. Первые опыты швартовок по эмоциональному напряжению участников дадут фору иным переговорам о «слияниях и поглощениях», а умение  управиться с яхтой в штормовой ветер — тот еще опыт «кризисного управления». Корректнее было бы сказать, что яхтинг и связанные с ним эмоции дают активным, предприимчивым,  образованным людям множество поводов для неформального, неформатного, творческого общения.

3. Участие в парусной регате как способ познакомиться с интересными людьми.

Это, наверное, для женских журналов. Для рубрики «10 способов зацепить вменяемого и богатого мужика». Ну, что тут скажешь? Правду, правду и ничего, кроме правды: конечно, это самый-самый надежный стопроцентный способ. Профессионалы бывают какие угодно, на то они и профессионалы. А вот яхтсмены-любители — все как на подбор — красивые, умные и богатые. Некоторые еще и талантливые. А все яхтсменки, как одна, стройные как супермодели, элегантные, деловые, и обязательно фанатично привержены домоводству, камасутре, любят футбол, умеют молчать когда надо, «мерина» на морозе починят и в горящий офис войдут (это уже для мужских журналов).

2. Какая одежда нужна в парусном круизе?

С одной стороны, в море, как в бане: мокро и все голые (загорают). С другой стороны, даже в теплом Средиземном море бывает прохладно, а сильный ветер не только мгновенно сушит одежду, но и быстро «выдувает» тепло. Общая рекомендация для любительского круиза такова: три слоя одежды. Термобелье, флис, непромокаемая поверхность (куртка и штаны) и яхтенная обувь. Это программа-максимум.
По опыту, для сравнительно теплого Средиземного моря вполне достаточно тех вещей, которые вы взяли бы с собой на морское побережье в соответствующее время года. На случай дождя и холодного ветра сгодится горнолыжный костюм или что-нибудь подобное непродуваемое и непромокаемое плюс запасной свитер. По яхте принято ходить босиком. Кроссовки с немаркой подошвой — разумная замена специальной яхтенной обуви. Большие пластиковые кофры мешают проходу, поэтому лучше пользоваться мягкими спортивными сумками. Пожалуй, на регате будут не лишними яхтенные перчатки — иначе мозоли вам обеспечены.

1. Имеет ли смысл покупать специальную яхтенную экипировку?

Имеет. В том случае, если вы собираетесь исследовать норвежские фьорды, планируете фотографировать пингвинов, решили принять участие в Volvo Ocean Race. Специальная яхтенная экипировка нужна либо профессионалам, либо абсолютно бескомпромиссным дилетантам. Не специальная «яхтенная одежда» практически не отличается от обычной спортивной, а стоит дороже.