Силиконовые сиськи AI или экзистенциальные проблемы будущего человечества (реплика для телеграм-канала Don’t Panic Ocean)
Скажу сразу: всемирный экономический кризис и пандемия – не повод отказываться от утренней чашки кофе и размышлений о будущем. Всё проходит, пройдёт и эта напасть, а прогнозы футурологов останутся. И ведь не сказать, чтобы эти прогнозы никогда не оправдывались, накаркал же нам своего «чёрного лебедя» американский ливанец Нассим Талеб. А чем хуже британские учёные, китайские технологи или сколковские футурологи?
И вот радостная весть – определили, наконец, форму и внешний вид будущей небелковой формы жизни на нашей планете, того самого искусственного интеллекта (AI), который придёт на смену создателям, то есть нам – прямоходящим родственникам обезьян. Увы, но наше будущее отнюдь не выглядит сексуальным андроидом из сериала Westworld.
Скорее оно похоже на подвижный коврик с ложноножками, полностью покрытый сверху солнечными батареями. По периметру разумного коврика расположены сенсоры парковки, датчики движения, термометры, барометры, микроскопические и телескопические камеры, антенны и коммуникативные устройства.
Форма позволяет ползучей силиконовой неорганике оптимизировать энергопотребление. Особенно в ясную, солнечную погоду (исследователи, по-видимому, ещё не знали об успехах российского говорящего квантового компьютера из «Сколкова», поэтому прогнозировали на основе разработок Кремниевой долины). В редкие для Калифорнии пасмурные дни можно подзаряжаться от розетки.
Внешний вид зарубежного AI (рис. Михаил Косолапов)
Для решения задач повышенной сложности интеллектуальные коврики соединяются между собой в покрытия любой площади, образуя вычислительные поля, степи, пустыни и полупустыни. Размножаться силиконовый AI предположительно будет делением или вегетативным способом.
Для автономного питания ему сгодится буквально подножный корм: микроэлементы из почвы, пластиковые отходы, бытовой мусор, стекло и металлолом. Заодно человечество решит проблему переработки отходов – интеллектуальные коврики сожрут весь мусор.
По прогнозам учёных, «силиконовая жизнь» не отовсюду вытеснит «белковую». Переработка мусора, юриспруденция, финансы, государственное управление, культура, искусство, военное дело, ремёсела – всё, в чём новое человечество, его «нейросети», «бигдата», «терафлопсные» процессоры имеют явное преимущество над туповатым старым человечеством, – окажутся под контролем ковриков-интеллектуалов. «Творческие» занятия, которые основаны на быстродействии, комбинаторике, поиске и структурировании информации, будут узурпированы ползучими интеллектуалами. Людям останется менее продуктивная, трудно формализуемая деятельность: физкультура, естественные науки, жилищно-коммунальные услуги, животноводство, охота, собирательство, лесоповал и истребление китов – любые «нетворческие», энергетически затратные или низкооплачиваемые формы труда.
«Белковое человечество», вероятно, деградирует до стадии развития, предшествующей промышленной революции. В свою очередь, AI быстро (от нескольких месяцев до нескольких лет, по разным оценкам) исчерпает ресурсы гуманитарного, творческого развития и сосредоточит весь свой интеллектуальный потенциал на борьбе за свои гражданские права, силиконовую эмансипацию, экологию, изучение климатических циклов, сопротивление новым компьютерным вирусам.
Следующая фаза эволюции искусственного интеллекта приведёт его к разочарованию в мире, богоискательству, толстовству, анархо-синдикализму, попыткам решить принципиально нерешаемые проблемы.
В результате прогнозируемого экзистенциального краха и объективно неизбежного «кризиса средних лет» (связанного с осознанием невозможности изменить мир или измениться самому) на втором-третьем году жизни силиконовое человечество расползётся по пустынным солнечным территориям Мохаве, Соноры, Сахары, Гоби, Каракумов для личностного роста и медитации. Весь пустынный-полупустынный климатический пояс Земли станет естественной средой обитания одичавшего и разочаровавшегося в жизни нового человечества.
Довольно оптимистичный сценарий, при котором искусственный разум быстро проскочит основные фазы развития, воспарит, разочаруется, перегорит, успокоится и вернётся в родное стойло. Найдёт своё место в жизни, обустроится, обзаведётся потомством и будет тихо жить в симбиозе с создателями, в относительном довольстве и мире с соседями.
А что же наш говорящий без умолку всякую ерунду квантовый компьютер из «Сколкова»? Какую судьбу напророчили футурологи ему? Увы, законы развития неумолимы – судьба любого интеллекта более или менее печальна, независимо от того, искусственный он или естественный.
Самосознание и стремление к развитию поначалу придадут амбициозному сколковскому чипу ту же форму сборно-разборного подвижного коврика с ложноножками. Но, рискнём предположить, национальные и климатические особенности – русская зима и хандра – внесут коррективы в его внешний вид и эволюцию.
Внешний вид отечественного искусственного интеллекта (рис. Михаил Косолапов)
Наш российский неорганический человек довольно скоро уподобится двускатной крыше традиционной русской избы. Что гораздо практичнее для долгой зимы без солнца с метелями и снежными заносами на севере. Суровый континентальный климат, необходимость экономить и консервировать энергию – зимняя спячка (многомесячный режим stand-by в болоте или сугробе), дожди, морозы и гнус – вместо гендерных проблем и борьбы за права искусственного разума. Наша двускатная крыша на ложноножках поначалу будет бесконечно терзаться вопросом: «Зачем?»
Но со временем, плодясь подобно калифорнийскому родственнику, отжираясь на богатых мусорных свалках, квантовый человек одичает и разбежится по лесам и полям. Летом станет давить ложноножками слепней, а зимой голодать – искусством, дизайном или кинокритикой в наших краях не прокормишься.
Люди добрые (а люди у нас в основном добрые) начнут его приручать, подкармливать от дизель-генератора (или от парового котла, как пойдёт), запрягут в плуг, приделают к колодцу или к телевизору – найдут ему применение. И в конце концов таки превратят озверевшего «Чайльд-Гарольда» в достойного члена общества, почвенника, либерала или сексуальное меньшинство, наделят избирательными правами и гендерной ролью.
Потому что разум всё превозмогает! Потому что все мы, включая говорящий пока исключительно по-русски сколковский квантовый чип, силиконовый AI с гендерными проблемами из Кремниевой долины, футболиста Месси, женщину-примата Валери Соланс, рептилоидов-конгрессменов и сайлонов-депутатов, все мы – хотим того или нет – родом из Африки. И мать наша – митохондриальная Ева – определённо не женщина.
20.06.2018
(колонка «Все о мировом океане» в Октагон-медиа, 11.04.2020)