Имидж бабуина (зоосад)
Когда стало известно о том, что официально решено пересадить депутатов московской городской думы на автомобили «Ауди А6″, а государственных министров, их заместителей и руководителей федеральных агентств и служб — на БМВ, я почему-то сразу подумал о гориллах. Дело в том, что среди моих знакомых нет ни одного министра. Был какой-то завалящий депутат, и тот куда-то делся. Зато однажды на съемках одного рекламного ролика мне довелось работать с довольно известным российским шимпанзе по имени Капа (при ближайшем рассмотрении он оказался девочкой).
Сначала я настаивал, чтобы в главной роли снималась горилла, на худой конец — бабуин. Но мудрый, перевидавший на своем веку толпы министров, продюсер заявил, что, во-первых, горилла всех порвет на тряпки в первый же съемочный день, а во-вторых, в роли олигарха шимпанзе убедительнее. По сюжету Капа олицетворял жизненный успех: деньги, власть, славу — то, к чему стремятся социально ангажированные люди и чем пренебрегают деклассированные обезьяны. Ростом Капа был по пояс взрослому человеку, силой превосходил двоих, а то и троих депутатов среднего возраста, носил смокинг, цилиндр с серебрянным знаком доллара и ездил на шикарном, продолговатом, как сосиска, белом лимузине в компании двух полуголых девиц. В багажнике лимузина лежал миллион в грубо нарисованной валюте.
Несмотря на свой звездный статус, Капа проявлял нечеловеческую воздержанность во всем, кроме пищи (он методично сожрал все, до чего смог дотянуться), стоически, как идеальный депутат государственной думы от «Единой России», переносил внимание толпы и тяжелые оплеухи дрессировщика. Я бы не задумываясь отдал за него голос, если бы он выдвинул свою кандидатуру на выборах федерального уровня. Лишь один раз этот в высшей степени человечный зверь позволил себе перейти границы приличий и слегка, самую малость, покусал шофера съемочной группы. Самая малость для шофера означала тяжелые увечья и наложение швов. Но будь Капа гориллой, у того вообще бы не было шансов остаться в живых. Абсолютно никаких. Потому что горилла так же относится к шимпанзе, как шестилитровая «семерка» БМВ к какому-нибудь чахлому «Форду-Фокусу». Или как министр к фельдъегерю.
Есть в интимной жизни горилл особенность, которая роднит их с министрами: в стае горилл право на эрекцию делегировано самому достойному — стало быть, здоровенному и драчливому самцу. Так вот, пока вожак отстаивает свое право на эрекцию, остальные бесправные гориллы втихаря плодятся и размножаются. Власть автоматически наделяет любого высшего примата, в том числе министра, мнимым сексуальным превосходством. Таковое превосходство называется «имиджем власти». В интересах государства сделать это превосходство реальным. Ибо имидж легко разрушается, если хотя бы отчасти не соответствует действительности. До тех пор пока человечество, превратившись в бесполые световые лучи, не переселится к звездам, интенсивность и качество половой жизни людей, определяющих имидж власти, — министров и депутатов — будет оставаться делом государственной важности. Конечно, можно вместо «Ауди» и БМВ раздавать чиновникам и депутатам виагру, назначать дополнительные выплаты и пособия на походы в бордель, легализовать, наконец, проституцию, но правительство избрало гораздо более элегантный и менее затратный способ утвердить престиж власти: пересадить министров и депутатов на красивые автомобили. Странно, что никто не нашел это изящного решение раньше.
Доказано, что марка автомобиля влияет на сексуальную жизнь владельца. Журнал Мen’s Car провел соответствующие исследования и обнаружил, что владельцы БМВ, например, отличаются повышенной сексуальной активностью. По частоте совокуплений они и слегка уступающие им владельцы Ауди значительно опережают всех остальных автомобилистов. Следовательно, именно на БМВ и «Ауди» необходимо срочно пересадить государственных чиновников. К примеру, те, кто ездит на «Вольво» в среднем совокупляются в полтора раза реже. Это недопустимо! Ведь на представительских «Вольво» ездят депутаты Московской государственной думы и городские чиновники. Вероятно, это недоразумение объясняется тем, что когда-то московские власти выбором своих корпоративных автомобилей декларировали стабильность, мудрую рассудительность и семейные ценности, что в точности соответствовало ценностям бренда «Вольво». Его концепция — «автомобиль для жизни», безопасный, респектабельный и неторопливый. Сколько спойлеров и мигалок не вешай на тоскливый и прямоугольный, как королевский дворец в Стокгольме, представительский Вольво, динамичнее он не станет.
В европейских странах есть особая категория водителей — Volvo drivers. Это обеспеченные, спокойные пенсионеры, для которых количество подушек безопасности важнее мощности двигателя. Вроде тех, кто у нас ездит на «Волгах» (с поправкой, разумеется, на европейский достаток и менталитет). «Волга», «Вольво» — в общем-то одно и то же, даже названия созвучны. Представьте себе руководителя федерального агентства или, не дай бог, министра на «Волге». Что мы можем сказать о государстве, чиновники которого болтаются на заднем сидении саморазрушающегося корыта советской еще эпохи как ящики с рассадой? Только то, что государство это бесполо и тяжеловесно, как лохань с квашеной капустой на балконе, что у него нет ни средств, ни желания заботиться о себе и своих гражданах.
Но наконец-то государство деятельно обеспокоилось улучшением собственного имиджа. Давно пора подкорректировать его, добавить динамики, животной сексуальности и технологичности. Почитайте рекламный проспект блудливых «баварских моторов» — это же буря и натиск: «автомобиль будущего», «каждая его линия великолепна», «захватывает стремительностью и поражает своей внешностью», «попробуйте, испытайте, насладитесь», «страсть к совершенству», «удовольствие за рулем» – да, да, прямо за рулем! Лютый эротизм в каждой фразе. Мощь, темперамент и свирепые ноздри – общие черты имиджа гориллы и БМВ, которые должны, должны демонстрировать неодолимую мощь государства. Само расположение двигателя иллюстрирует работу правительства: заднеприводной БМВ толкает машину вперед, подобно тому, как правительство, пинком под зад побуждает к движению всю страну. Классический автомобиль с задним приводом идеально подходит для федеральной власти.
Для московского правительства и депутатов, которые активно занимаются омоложением имиджа городской власти, больше годится переднеприводной «Ауди». «Сегодня прогресс обретает свои формы в новом «Audi A6″. Дизайн, изысканность и динамика — восхитительное сочетание». Сказано энергично и скромно, хотя чувствуется тот же посыл, та же мысль и эротика. К тому же компоновка Ауди точнее отражает функции городской власти. Двигатель как-будто тащит автомобиль за собой, как тащит за собой городские проблемы московское правительство.
Надеюсь, пропеллер БМВ или кольца «Ауди» на капоте улучшат потенцию государственных мужей, а через них поднимут и потенциал всей страны. Потому что теперь, когда проблема имиджа, будем считать, решена, правительственные чиновники и депутаты смогут посвятить себя работе. Все-таки, при определенном сходстве министров и депутатов с гориллами, между ними существуют значительные отличия. Горилла — зверь, поэтому она тождественна своему имиджу. А у министров и депутатов, представляющих власть, помимо имиджа есть миссия, ради которой они — по крайней мере теоретически — и стали министрами и депутатами.
Михаил Косолапов
«Новый Очевидец», 23.08.2004
(неопубликованное дополнение)
Представьте себе что было бы, если б депутаты подбирали себе машины сами, в зависимости от имиджа той партии, фракции или группы, к которой они принадлежат. Я даже придумал сюжет для социальной рекламы, призывающей налогоплательщиков скинуться на депутатские машины. На роли депутатов нужно взять обезьян, поскольку обезьяны, в отличии от министров, вызывают у зрителя позитивные эмоции.
Итак, обычное рабочее утро перед заседанием. Собираются думские партии и фракции. Либерально-демократические павианы паркуют свои желтые «феррари» рядком у бордюра. У самого главного — пурпурный «ламборгини». Он неловко выбирается из почти лежащего на земле пассажирского кресла. И вовремя! потому что черный «хаммер» с деловой мартышкой в очках за рулем с правой стороны, который безуспешно пытался встрять между бурым «гелендвагеном» крупного нижегородского бабуина и серебристым «бентли» с яблоком на дверце и задумчивой японской макакой внутри, вдруг резко сдает назад, легко вдавливая в асфальт и без того приплюснутый капот итальянского монстра.
Ничего, ничего — показывает жестом главный павиан, все застраховано! Несколько машин с обезьянами в погонах перекрывают Охотный ряд. Обезьяны в штатском недовольно следят за ними. Суровый гамадрил из народа смачно плюет в сторону Тверской и захлопывает дверь коллекционной советской «Чайки». Точно такой же, как у номенклатурной гориллы, только без пижонских литых дисков, а с настоящими, еще советскими хромированными колпаками на колесах.
Один за другим подъезжают автобусы парламентского большинства. Коммуникабельные шимпанзе парами выпрыгивают из автобусов и вразвалку направляются к входу. Первый обезьян с флажком в руке указывает дорогу, замыкающий колонну фыркает на отстающих. Солидный, пожилой лемур ловко лавирует между припаркованными авто на своем самокате, спрыгивает на бордюр, одним движением подхватывает с земли, складывает в портфель свое средство передвижения и прыжком исчезает в дверях. Кажется, это был демократичный вице-спикер. Но какое нам дело до него, ведь из-за поворота уже появляется инкрустированный стразами черный горбатый «запорожец» на огромных колесах — знаменитый бигфут всенародно любимой панды…
Tags: long read, mikhail kosolapov, text, михаил косолапов