Бакинский привет московскому концептуализму (о выставке «Большие встречи», галерея XL)

Выставка «Большие встречи» творческого объединения «Проспект Славы» зрела долго. Лет сорок как минимум. За это время московский концептуализм расцвел, скончался, внезапно (в конце восьмидесятых) выбросил свежий побег, потом снова зачах и вот, спустя сорок лет, вошел в моду и, в очередной раз, метастазировался на Винзаводе в галерее XL.

Вторая декада 2000-х годов в российском современном искусстве определенно начинается с многочисленных «трибьютов» монстрам и грандам семидесятых. Чаще всего это проявляется в отказе от внятной визуальной стратегии в пользу игр вокруг текста, манипуляций с книгами, более-менее удачных попыток создания историй и персонажей.

Навскидку вспоминаются три мощных поддельных автора Ильи Кабакова в Гараже и  провинциальная липа «Синих Носов» там же. Причем, если первый действовал по-старинке и «взаправду», то вторые уже довольно грубо поглумились над самой идеей персонажа-подделки.

А что же книга? Востину этот «источник букв» обретает как-будто новую жизнь в работах молодых казалось бы авторов. Молодые дизайнеры выкладывают из томов аккуратные  стопки где придется, молодые архтекторы раскидывают макулатуру по полу. Молодой  художник развешивает свои письма по стенам. Молодые «новые скучные», тиражируют  слова и свою скучную революцию в подвале, под мостом и прочих скрытных местах. Поддельные персонажи, слова и бумага, много-много бумаги. Это и есть концептуализм сегодня.

Вот и куратор выставки «Большие встречи» — художественный критик и искусствовед  Валентин Дьяконов, лучше многих представляющий какие именно процессы и подвижки актуальны в современном искусстве сезона весна-лето 2011, компилирует новую выставку из трех базовых элементов застарелого, ершистого, как кактус на подоконнике, вечно зеленого и вяло цветущего время от времени московского концептуализма.

Бакинский еврей-стоматолог сделавшийся поэтом в 70-е — сразу три убедительные детали: национальность, профессия, время — добавляют жизненной силы мифическому герою. Чтение стихов, книжная графика – тут и Кабаков, и Монастырский, и Пригов и даже «некто Финкельмайер» — чистый уксус разлива московского концептуалистического завода. Плюс разбросанные повсюду мятые черновики и мелодекламация – вот вам бумага и  графомания, и беззащитная вроде бы наивность для контраста.

Честный, неприкрытый обман, шитый не то, что белыми, сверкающе белоснежными нитками. Если вам импонируют мошенники, не скрывающие собственной мошеннической сущности – эта выставка для вас и про вас.

Михаил Косолапов

"Большие встречи", ТО "Проспект Свободы", проект экспозиции, февраль 2011

«Большие встречи», ТО «Проспект Свободы», проект экспозиции, февраль 2011

Tags: , , ,